Ботаническая живопись

интенсив 12+
Ботаническая иллюстрация зародилась в средневековье в рукописных книгах. Сейчас, как и в те времена, этот жанр представляет особую ценность и вызывает интерес у людей.
Возникло это искусство в XVI веке и имело сугубо практическую цель — лекарям нужно было лучше узнать лекарственные растения. Точное их изображение и скрупулезное описание было необходимо для создания лекарств. С развитием естественных наук и ботаники в частности развивалась и ботаническая иллюстрация. Особого расцвета она достигла в XVIII веке с развитием полиграфии. В XX веке все большую популярность завоевывала фотография. На первый взгляд она могла бы заменить ботаническую иллюстрацию. Но ничего подобного не произошло. Только человеческая рука, взгляд и восприятие способно создать гармонию скрупулезной точности и образности, показать растение на одном рисунке с нескольких сторон.
Нужно очень внимательно изучить конструкцию цветка — строения лепестков, листьев, стеблей. При анализе растения очень важно внимание к мельчайшим деталям: как цветок крепится к черенку, особенности расположения листьев, какие формы у мельчайших деталей цветка — пестиков, тычинок, прожилок, бутонов. Если проигнорировать всё это или изобразить неточно, не удастся правдоподобно изобразить цветок, передать его характер. Не менее важно правильно передать пропорции отдельных частей цветка, например, очертания чашелистиков, тональную окраску венчика, толщину лепестков.
Ботаническая живопись — это кропотливая работа, в ходе которой художник пытается максимально реалистично и точно передать внешний вид растения до мельчайших деталей. Цель данного курса — научится изображать переходы цвета, прорисовывать тонкие веточки и прожилки, передавать текстуру, освоение многих других приёмов.
Но данный курс называется «ботаническая живопись», и здесь есть отличия. Ботаническая живопись — это не только и не столько скрупулёзно точно и технически верно отобразить предмет, но ещё и показать его характер, особенности именно данного экземпляра. Использование тонированной бумаги и бумаги ручного отлива также могут в этом помочь.
Каждый цветок, овощ, камешек, раковина имеют своё лицо, свою индивидуальность. Овладев техникой, основное, что мне хотелось бы передать — это внимательное, неспешное постижение сути каждого предмета или растения.
Сейчас, когда мир стал слишком тороплив и избыточен, иногда хочется просто остановится и увидеть в нем
«скрытое и таинственное», красоту, утаенную от непосредственного восприятия, находящаяся за пределами словесного и иного выражения. Не просто передать достоверную реальность, а почувствовать, уловить душу морской раковины, цветка или ягоды.
Преподаватели
Программы
Расписание
Преподаватели
Галина Воробьева
Воробьева Галина Дмитриевна
Окончила МГАХУ памяти 1905 года (1991), отделение графики, художник-график.
Опыт преподавания с 2006 г.
Руководитель студии в ВЗ "На Каширке" с 2010 года - ежегодные групповые и персональные выставки учащихся.
Постановки детского теневого театра "КОТ"(камерный ориентальный театр) студии с 2010 г.
Персональная выставка ботанической живописи - 2013, Москва.
Занималась японской живописью суми-э у японских и российских преподавателей.
Работы находятся в собраниях Мексики, США, Германии, России.
Наши программы
Программа курса ботанической живописи на 1 год обучения
1 Введение в курс, отличия ботанической живописи от ботанической иллюстрации, особенности различных техник.
2 Разработка конструкция раковины, цветка и других предметов. Рисунок при помощи сетки. 2 занятия.
3 Композиция на листе одного растения.
4 Композиция на листе нескольких частей одного растения.
5 Быстрая зарисовка, набросок растения, раковины.
6 Наброски.
7 Подробный академический рисунок простого круглого овоща или фрукта на выбор. (Головка чеснока). Простой карандаш. 3 занятия.
8 Рисунок по выбору простого круглого фрукта или овоща - помидор, мандарин, чеснок и т.д. Акварельный карандаш. 2 занятия.
9 Сложная окраска. Наложение цвета. Пёстрое яблоко. Акварельный карандаш. 2 занятия.
10 Рисунок на тонированной бумаге. Использование цвета фона. Простой фрукт или овощ. (Каштан в скорлупе). Акварельный карандаш. 2 занятия. 11Цветок на тонированной бумаге с использованием всех предыдущих навыков. Акварельный карандаш. 2 занятия.
12 Раковина. Академический рисунок. Простой карандаш. 3 занятия.
13 Раковина одна или несколько. Тонированная бумага, акварельный карандаш. 3 занятия.
14 Размывка. Простой фрукт или овощ. Акварельный карандаш с размывкой. Тонированная бумага. 2 занятия.
15 Акварель. Белая бумага. Приемы работы акварелью по мокрому, отмывка, с белилами, точечно.
16 Простой цветок, фрукт, раковина акварелью. Белая бумага. 2 занятия.
17 Сложные эффекты - капля. Капля на листе, лепестке. Акварель, акварельный карандаш, белая и тонированная бумага.
18 Сложные текстуры - тычинки, волоски на стебле, матовая и блестящая поверхности. Особенности передачи. Акварельный карандаш, белая и тонированная бумага. 2 занятия.
19 Продолжение изучения текстур на примере конкретных предметов. Зарисовки.
20 Сложный цветок с различными текстурами и каплями на тонированной бумаге. Акварельный карандаш, акварель - по выбору. 3 занятия.
Расписание
Материалы для занятий
Карандаши простые В, НВ, Н
Карандаш автоматический, диаметр стержня 3,5 - 5,
Ластик кон-i-noor, ластик автоматический тонкий
Ластик мягкий
Акварель 24 цвета
Акварельные карандаши
Бумага акварельная белая А-4, А-5
Бумага тонированная
Кисти колонок или синтетика недлинная ручка номера 000, 2, 4,
Прозрачная баночка для воды.
Работы
Работы учеников