Ботаническая иллюстрация зародилась в средневековье в рукописных книгах. Сейчас, как и в те времена, этот жанр представляет особую ценность и вызывает интерес у людей.
Возникло это искусство в XVI веке и имело сугубо практическую цель — лекарям нужно было лучше узнать лекарственные растения. Точное их изображение и скрупулезное описание было необходимо для создания лекарств. С развитием естественных наук и ботаники в частности развивалась и ботаническая иллюстрация. Особого расцвета она достигла в XVIII веке с развитием полиграфии. В XX веке все большую популярность завоевывала фотография. На первый взгляд она могла бы заменить ботаническую иллюстрацию. Но ничего подобного не произошло. Только человеческая рука, взгляд и восприятие способно создать гармонию скрупулезной точности и образности, показать растение на одном рисунке с нескольких сторон.
Нужно очень внимательно изучить конструкцию цветка — строения лепестков, листьев, стеблей. При анализе растения очень важно внимание к мельчайшим деталям: как цветок крепится к черенку, особенности расположения листьев, какие формы у мельчайших деталей цветка — пестиков, тычинок, прожилок, бутонов. Если проигнорировать всё это или изобразить неточно, не удастся правдоподобно изобразить цветок, передать его характер. Не менее важно правильно передать пропорции отдельных частей цветка, например, очертания чашелистиков, тональную окраску венчика, толщину лепестков.
Ботаническая живопись — это кропотливая работа, в ходе которой художник пытается максимально реалистично и точно передать внешний вид растения до мельчайших деталей. Цель данного курса — научится изображать переходы цвета, прорисовывать тонкие веточки и прожилки, передавать текстуру, освоение многих других приёмов.
Но данный курс называется «ботаническая живопись», и здесь есть отличия. Ботаническая живопись — это не только и не столько скрупулёзно точно и технически верно отобразить предмет, но ещё и показать его характер, особенности именно данного экземпляра. Использование тонированной бумаги и бумаги ручного отлива также могут в этом помочь.
Каждый цветок, овощ, камешек, раковина имеют своё лицо, свою индивидуальность. Овладев техникой, основное, что мне хотелось бы передать — это внимательное, неспешное постижение сути каждого предмета или растения.
Сейчас, когда мир стал слишком тороплив и избыточен, иногда хочется просто остановится и увидеть в нем
«скрытое и таинственное», красоту, утаенную от непосредственного восприятия, находящаяся за пределами словесного и иного выражения. Не просто передать достоверную реальность, а почувствовать, уловить душу морской раковины, цветка или ягоды.